Муниципальное
казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский
сад № 4»
Конспект
интегрированной
НОД в средней группе по теме: «Мой любимый Дагестан»
Подготовила:
воспитатель Гамидова Л.П
Январь.2021
год
г.Избербаш
-1-
Основная образовательная область: социально-коммуникативная.
Интегрированные
образовательные области:
1. Познавательная.
2. Социально-коммуникативная.
3. Художественно-эстетическая.
4. Физическое развитие.
5. Развитие речи.
Цель: Воспитывать у детей чувство патриотизма и любви
к своей Родине.
Задачи: Продолжать
знакомить детей с родным краем, с увлечениями и ремеслом прославленных аулов
Дагестана.
Развивающие: Продолжать развивать речь и
мышление детей. Развивать творческое воображение и стремление изучать свой
родной край, город. Закрепить умение участвовать в совместной игре, вести
короткие диалоги в ситуациях общения.
Воспитательные: Воспитывать чувство гордости за свой
край, интерес и любовь к малой Родине.
Непосредственно-образовательная
деятельность (НОД)
Организационный
момент. Дети под дагестанскую музыку
заходят в группу и становятся полукругом.
Слова приветствия:
Салам алейкум добрый друг!
Солнце светит всем вокруг,
Улыбнись и станет веселей,
И мир вокруг тебя станет добрей!
Воспитатель: Дорогие ребята, мы с вами
поздоровались друг с другом.
Вы все сегодня очень красивые и нарядные-это
потому,что у нас сегодня необычное занятие, а что нас ждет сегодня мы узнаем
после просмотра небольшого сюжета
из документального фильма.
Просмотр сюжета .
Воспитатель: Ребята,
вы наверно уже догадались о чем мы с вами будем сегодня говорить?
Дети: О нашей малой Родине - Республике Дагестан.
Воспитатель: Почему мы называем ее Родиной?
Дети: Родина – это место,где мы родились (ответы детей)
Воспитатель: Дети,а кто скажет что
означает слово «Дагестан»? Почему так называется наша республика?
Дети: Даг- это гора. Стан –это страна
(Ответы детей).Страна гор
Воспитатель: Давайте послушаем стихотворения про наш Дагестан.
Выходят дети в национальных костюмах, и рассказывают
стихотворения про Дагестан.
Ребенок 1.
«Мой край», автор: В. Верхушина.
Если мне
Россия мать, лучшая из стран!
Я могу отцом
назвать – милый Дагестан!
Мой родной,
любимый край, горы и леса.
Звонче над
тобой звучат, птичьи голоса.
Здесь
прекраснее рассвет, и в вечерний час,
Заката в
мире краше нет, чем в краю у нас.
Живописные
места-горы и каньон, шум прибоя Дагестан
Я в тебя
влюблен!
Я горжусь,
что я живу, в этом уголке,
Для меня мой
Дагестан-лучший на земле!!
Ребенок 2.
«Мне ль тебе, Дагестан мой былинный», Р. Гамзатов.
Мне ль тебе
Дагестан мой былинный,
Не молиться,
тебя ль не любить,
Мне ль в
станице твоей журавлиной,
Отколовшейся
птицею быть?
Дагестан,
все что люди мне дали,
Я по чести с
тобой разделю,
Я свои
ордена и медали,
На вершины
твои приколю.
Посвящу тебе
звонкие гимны,
И слова,
превращенные в стих,
Только бурку
лесов подари мне,
И папаху
вершин снеговых!
Воспитатель:
«Дети хочу
вам сообщить, что Дагестан- самый большой многонациональный регион нашей
страны, перекресток культур, религий, цивилизаций.
Здесь в мире и согласии живут представители более ста
народов, говорящие на разных языках, но всегда умеющие находить общий язык.
Во многих дагестанских аулах известна красивая легенда
о том, как появились разные языки в Дагестане. Давайте и мы с вами тоже ее
послушаем».
(Выходят две девочки и начинают рассказ о легенде.)
Ребенок 1: «Давным-давно один всадник разъезжал
по миру с мешком, в котором были разные языки. Всадник раздавал разным народам
земли разные языки».
Ребенок 2: «Когда всадник появился на
Кавказе, он разорвал свой мешок об одну из неприступных скал Дагестана. Языки
рассыпались по горам, и все перемешалось.
Вот почему в нашей республике так много языков, и у
каждого народа свой родной язык, но весь этот народ объединен единством и
дружбой».
Воспитатель: Дагестан также славится своим
великим гостеприимством. Ну и сегодня тоже к нам на праздник спешит наша
гостья, давайте угадаем с вами, кто же сегодня к нам придет в гости.
Скажите ребята, какое сейчас время года?
Дети: Весна!
Дверь открывается и к детям заходит Весна, и исполняет
небольшой танец под табасаранскую мелодию.
Весна приветствует детей. Ассалам Алейкум
Ребенок:
Вот и Весна прилетела,
Всем наряды принесла,
Расскажи нам где летала,
Где же ты ,весна, была?
Пролетая над Каспийским морем, повстречалась на пути
мне гостеприимная республика Дагестан.
Здесь красивые просторы, леса и поля,
Здесь высокие горы, всех их нарядила я!
А теперь вы скажите мне, друзья- «Что такое Дагестан»?
Ребенок 1: «Я отвечу! Дагестан - Родина моя!
Эти горы- Дагестан!
Эти реки-Дагестан!
И деревья- Дагестан!
Солнце светит надо мной,
Мир приносит в Дагестан!
Воспитатель: Дагестан-это страна гор, на
склонах гор, лепятся аулы, и в каждом из них человеческим достоинством
считаются-Мужество и Честь.
Каждый аул Дагестана чем-нибудь, да славится.
Воспитатель:я приглашают тебя весна , совершить
небольшое путешествие по Дагестанским аулам.
Сценка «Аулы Дагестана»
1. Воспитатель: Аул Балхар-он славится
своим гончарным ремеслом.
Ребенок представляет аул Балхар, и
показывает кувшины, которые делают из глины.
«Самые прекрасные кувшины, делают в Балхарах из
обычной глины.
Девочка из Балхара расписывает кувшин красивым узором
и объясняет гостям: «Эта краска для росписи балхарских
изделий, она называется –Ангоб. Ее делают, разводя
глину водой до густоты жидкой сметаны.
Прими Весна от нас небольшой подарок.
(Дети дарят
Весне балхарский кувшин.)
(Весна
благодарит детей, и идет дальше.)
2. Воспитатель: Аул Кубачи- славится своим
золотом и серебром.
Ребенок представляет аул Кубачи и
показывает изделия из золота и серебра:
«Посмотрите какие прекрасные работы наших славных
мастеров».
«Славы кубачинцев не нарушив,
Он вновь блестит высоким мастерством (показывает меч),
Которое волнует наши души
И кажется порою волшебством!
Прими Весна от кубачинцев маленький сувенир. (Дарят
Весне серебряные изделия.
Весна благодарит Баркала
3. Воспитатель: Табасаранский район.
(Девочки сидят и занимаются ковроделием.)
Как оценивается ловкость, мастерство и рукоделие
женских рук?
По качеству и красоте ковров, сотканных прекрасными
девушками Табасаранского района. Этот район прославился ковроделием не только в
Дагестане, но и во всем мире.
Весна подходит к девочке, которая демонстрирует
табасаранские ковры:
Весна «Где узоры для ковра, ты нашла
сестра, скажи?
Эта птица среди цветов, вот гляжу узор готов».
(Вместе рассматривают узоры ковра.)
Девочка рассказывает про узор на ковре: «Я
решила изобразить на этом ковре красивую птицу.
птицы приносит
в дом успех и удачу!
Дорогая , Весна
прими пожалуйста в подарок этот маленький ковер, пусть он принесет тебе успех и
удачу».
( Весна
благодарит детей за подарки.)
Воспитатель: «Талантлив и трудолюбив народ
Дагестана, весь дагестанский народ объединяют - ТРУД, ЕДИНСТВО, ДРУЖБА».
Дети, я предлагаю вам встать, вместе объединиться и
немножко потрудиться.
Физминутка : «Мы трудимся».
Рано утром дружно встанем, все трудиться мы пойдем
(шагают),
Слышат днем все тук да тук, раздается звонкий стук
(стучат кулачками).
Молоточки все стучат, домик строим для ребят
(изображают домик),
Нас всех дружба созывает, и весь народ объединяет
(соединяют пальцы рук).
Воспитатель:
Да, в Дагестане живет очень много народностей,
которые отличались друг от друга не только своими языками, но и нарядами.
Сейчас мы ,Весна, представим тебе некоторые наряды разных национальностей.
Воспитатель:
1.лезгинский традиционный национальный костюм.
Ребенок( читает
стихотворение на лезгинском яз.)
Дагъустан
Иервилиз авач кьадар
Кьуд пад вац!Ар , чуьллер дагълар
Ава вичихъ шумуд багълар
Гуьзел я вал зун , зи Дагъустан
2.Воспитаель.
Обратите внимание, на следующую модель.
Это аварский
национальный костюм.
Пояс (кушак) красного цвета доходил до трех метров в
длину 2.ребенок( читает стих.на
аварском яз.)_Дун гьавураб Дагьистан ,
Картаялда _х!анчилин
т!ин!ч!
Х!асраталъул улка, мум
Щиб картаялда бугеб.
5.Воспитатель:
Далее рассмотрим костюм представительницы кумыкского народа.
Это нарядное платье - называется - къабалай. На
голове носили кружевные платки- тастары .
4.Воспитатель:
а
сейчас представим табасаранский национальный костюм
Ребенок (читает стих. на табасаранском
языке.)
Аьиз Ватан.
Йиз девран
хЪапурай уьмрин
Кюндин таза багъ вува.
Йиз к!ван таза фикрарин
Гьарган гюзел рикъ вува.
Воспитатель: Весна, благодарю тебя за то, что
ты посетила наш праздник
Весна: Благодарю тебя дагестанский
народ, за все эти подарки, за прекрасное путешествие в замечательные аулы
Дагестана. Раскройте пожалуйста ваш секрет ЕДИНСТВА НАРОДОВ.
Дети встают полукругом.
Дети: Слово «Мы» - сильней, чем «Я».
Мы-семья, и мы- друзья,
Мы –народ, и мы –ЕДИНЫ,
Вместе мы непобедимы!
(Весна уходит)
Рефлексия: Дети, скажите пожалуйста, о
чем мы с вами сегодня говорили?
Что нового и интересного вы сегодня узнали?
Что больше всего вам сегодня понравилось?
Чем славится наш дагестанский народ? (Ответы детей.)